Ни одна компания, даже совсем небольшая, не может существовать без надежного фундамента. А именно — правил, по которым выстраиваются внутренние отношения между коллегами, технологии работы, взаимодействие с заказчиками, поставщиками и партнерами.
Управлять бизнесом — значит упорядочивать все процессы компании.
Чтобы эффективно руководить предприятием, необходимо контролировать несколько направлений:
Такая организация бизнеса актуальна не только для крупных предприятий, но и для небольших компаний.
Все предприятия отличаются друг от друга масштабом, спецификой деятельности, капиталом, опытом, менеджментом. С точки зрения экономических процессов выделяют три основные технологии управления бизнесом.
Административно-хозяйственная модель. Алгоритмы и инструкции — основа предприятия. И руководители, и рядовые сотрудники строго придерживаются правил и постоянно находятся под контролем. Эта технология часто встречается на заводах, но современным компаниям не подойдет из-за малого пространства для личной инициативы и креатива.
Проектный подход. Деятельность предприятия организуется более мелкими итерациями. Каждый проект различается целями, задачами, сроками, командой исполнителей и конечным продуктом. Планирование и подготовка занимают достаточно большой период времени, но зато реализация очень гибкая — возможно подстроиться под запрос заказчика или сменяющиеся внешние условия. Технология популярна среди ИТ-компаний, подходит для управления малым бизнесом.
Продуктовый подход. Скорость определяет всё: быстро поставить продукт на рынок, мгновенно реагировать на потребности клиентов, стремительно дорабатывать и развивать функциональность. При этом не использовать огромные бюджеты. Так часто работают в ИТ-сфере, например, разработчики приложений.
Для каждой технологии используют типичные инструменты.
Современный менеджмент предполагает автоматизацию процессов как в крупных, так и в небольших компаниях. Если для федеральной корпорации чаще всего это будут продвинутые системы, локально размещенные на серверах предприятия, то для местного производства одежды — более простые и универсальные облачные инструменты.
ERP. Помогает планировать и контролировать деятельность компании, эффективно распоряжаться финансами и материальными ресурсами.
HRM. Эта система управления бизнесом предназначена для работы с сотрудниками: трудоустройство, мотивация, грамотное распределение задач между работниками, обучение персонала, планирование изменений в структуре компании.
Система электронного документооборота (СЭД). Необходима, чтобы перевести работу с документами в цифровой вид: создавать, редактировать, согласовывать и хранить файлы без распечаток. СЭД помогает наводить порядок в задачах, входящих и исходящих письмах, договорах и счетах благодаря функциям поиска и классификации. Некоторые современные системы включают опции для проектной работы и совещаний.
ECM. Система необходима для управления корпоративным контентом, включая как стандартные документы, так и таблицы, схемы, чертежи, фотографии, видеоролики. Структурирует информацию на протяжении всего цикла: от создания до отправки или уничтожения файлов.
BPM. С помощью этого продукта можно моделировать бизнес-процессы компании, представляя их в виде блок-схем. Также система помогает правильно исполнять этапы работы, так как задачи приходят сотрудникам в строгой последовательности и только после выполнения предыдущего шага. В финале процесса руководитель получает отчет и анализирует результаты деятельности. На основе анализа дальше можно скорректировать процесс, чтобы работы приносили больший эффект.
CRM. Незаменимый электронный помощник отделов продаж и обслуживания клиентов. Повышает уровень взаимодействия с потребителями, влияет на количество и качество продаж, ускоряет создание документов.
Система управления проектами. Это ПО, включающее инструменты для организации команды и улучшения показателей работы, например: kanban-доска, диаграмма Ганта, база знаний. Упрощает планирование проектной деятельности, выполнение задач, взаимодействие между сотрудниками, контроль сроков и бюджетов.
Если ERP и HRM чаще встречаются в крупных компаниях, то все остальные системы подходят для организации и управления бизнесом в среднем и малом сегментах.
До определенного уровня развития компаниям достаточно пользоваться мессенджерами, электронной почтой и бесплатными решениями для автоматизации некоторых задач. Такого набора вполне достаточно для работы, если в офисе сидит не больше десяти человек. Когда бизнес разрастается до 20, 50 человек и переваливает за сотню, становится понятно, что прежние инструменты теряют эффективность. Приходит время вкладываться во «взрослые» продукты.
Конечно, небольшим компаниям не нужно внедрение абсолютно всего ПО сразу. Можно начать с перевода в цифровой вид процессов, касающихся документов. Система электронного документооборота упрощает обработку входящих писем, вынесение резолюций, распределение и контроль задач, хранение документов.
На предприятиях с внедренной СЭД не теряется время на распечатку, сканирование и пересылку бумаг — всё «в цифре». Статус документа виден в системе — исключается пропажа или долгая задержка. Если дополнительно подключить сервис обмена документами с контрагентами, то можно отправить, например, договор партнеру в другом городе за пару минут. Количество рутины снижается, время на креатив, развитие новых продуктов и расширение компании — повышается.