Меня зовут Наталья Шутова, я работаю с малым и средним бизнесом более 8 лет, помогаю им выбирать и внедрять системы электронного документооборота.
Мною написано десятки статей как выбрать и внедрить, какие ошибки исключить, что учесть на первых этапах, когда СЭД в компании еще нет. Но в этой статье посмотрим на то, как может складываться ситуация после покупки, что может ждать заказчика после оплаты счета и что сделать компании, чтобы очередная система не оказалась на «кладбище домашних проектов».
Примем как факт: СЭД куплена и… Игра началась…
Термины и сокращения
- СЭД — система электронного документооборота.
- Администратор — специалист в организации, который будет настраивать систему.
- ЛПР — лицо принимающее решение.
- ГД — генеральный директор, он же обычно бывает ЛПР.
- РПЗ — руководитель проекта от заказчика (часто совпадает с администратором).
- Вендор — разработчик и владелец программного обеспечения.
- БП —
бизнес-процесс в компании.
Вы любите страшные истории? Давайте изучим
1
ГД сам внедряет систему
Ох, как же часто я встречаю такие кейсы. ГД и за руководителя, и за администратора, и за внедренца, и за себя, и за того парня.
В 90% случаях — провал. Нет столько времени у главных руководителей компании, чтобы правильно внедрить систему. Процесс затягивается на долгие месяцы и даже годы.
Варианты решения:
- Осознать риски: теряется оплаченный период использования (если поставка облачная); оплаченная система лежит на полке (просто выкинули деньги компании); процессы остаются в бумаге, счет за ПО оплачен, а проблемы не уходят.
Не страшно? Позвоните вашему менеджеру сопровождения со стороны вендора, он накидает вам еще примеров. - Декомпозировать задачу внедрения на мелкие этапы. Ставить себе сроки, не останавливаться.
- Выделить сотрудника для внедрения системы (в штате, на аутсорсе).
- Купить услуги внедрения и настройки у вендора. Поверьте, ваше время дороже.
2
Отсутствие администратора системы
СЭД вроде бы общая, но ничья. Не перестану повторять: «Бесхозная система пользы не принесет».
Варианты решения:
- Осознать риски: нет админа — система зачахнет со старыми настройками спустя полгода, будет отнимать даже больше времени, чем если работать в бумаге.
- Выделить и назначить официально ответственного администратора системы. И точка! Без этого никак. Это аксиома.
- Выделить
двух-трех ответственных по разнымбизнес-процессам компании ему в помощь. - Прописать в его должностных обязанностях четкие инструкции, поощрить материально — тоже было бы отлично.
- Обучить администратора на курсах по настройке от вендора. Где вместе с преподавателем учебного центра ваш сотрудник разберется в хитросплетениях настройки.
3
У администратора нет времени на внедрение системы
Один из самых частных кейсов в моей практике, когда админ говорит: «У меня нет времени».
Вопрос: зачем вызвались быть РПЗ? Когда будет время? А есть ли в целом мотивация внедрять СЭД или это формальное выполнение указа руководства?
Варианты решения:
- Обратиться к менеджеру сопровождения — представителю вендора. Он готов и будет даже рад помочь в составлении
плана-графика внедрения. Расскажет, объяснит, подстелит вам соломку (вы можете забрать все лавры внедрения СЭД себе! Мы никому об этом не расскажем). - Купить услуги от разработчика. Не можете обосновать эти затраты ГД? Не проблема, мы поможем, напишем, объясним. Ваше время ценнее, чем стоимость настройки системы.
- Переназначить другого администратора, у которого есть время и желание.
4
Администратору и руководству нужна система, а сотрудникам нет
Варианты решения:
- Официально проинформировать ГД компании о проблеме и саботаже. Нет, это не жалоба и не кляузничество, вы никого не подставляете, вы своевременно информируете руководство о возникшей проблеме, которую сами не можете решить. Это нормально.
- Провести летучку с ГД и сотрудниками. Донести важность координации процесса внедрения, выделения ответственных специалистов;
5
Обновился руководящий состав
Новая метла
Варианты решения:
- Прежнему руководителю проекта надо предложить новому руководителю повторную демонстрацию возможностей выбранной ранее системы, рассказать какие процессы и задачи СЭД закрывает и почему именно ее купили.
Т. е. продать идею внедрения системы ещё раз. - Через «старый» персонал аргументировать покупку СЭД.
6
Рядовые пользователи саботируют начало работ в системе
«Это нормально!». Я была бы крайне удивлена, если бы 100% сотрудников хлопали в ладоши, когда узнали, что в организации будет внедрятся система. Еще ни разу не встречала такого примера.
Варианты решения:
- Выпустить официальный приказ в организации о начале работ пользователей. Например, наша компания как вендор предлагает заказчикам шаблоны приказов о внедрении системы.
- Выявить пользователей, которые «за» внедрение и работу в системе. Активно вовлекать их в продвижение изменений, сопровождать/помогать/давать рекомендации. По моему опыту, за ними потянутся остальные пользователи.
- Прописать систему позитивной (или даже негативной) мотивации сотрудников.
- Обозначить официальную позицию руководителя — теперь он принимает документы и задачи только в СЭД и никак иначе.
7
Администратор не справляется с установкой/настройкой самостоятельно
Переценил свои возможности и ресурсы времени. Бывает! Признать ошибку — первый шаг, обратиться к менеджеру сопровождения — второй. Маленькие шаги навстречу большой цели.
Варианты решения:
- Купить услуги: обучения, установки ПО, настройки, консультации. Подберем под ваш бюджет.
- Прочитать доступную информацию от вендора. Наша компания выпускает статьи, видеоролики, справка по системе — огромное количество совершенно бесплатных материалов, не стесняйтесь попросить ссылочки.
- Задать вопрос в сообществе тех, кто уже использует систему. Столько клиентов пользуются этим лайфхаком, и вы будьте среди читеров.
8
Администратор не может получить бюджет на услуги по внедрению, а без них не справляется
Иногда заказчик по тем или иным причинам не покупает услуги, ограничившись программным продуктом, хотя ресурсов компании явно не хватает на самостоятельное внедрение. Что делать:
- Подсветить руководителю риски, если СЭД не будет внедрена. Описать услуги, их ценность и результат. Написать официальный запрос на имя ГД.
- Узнать, кто отвечает за бюджет в компании. Заложить деньги на услуги на следующим месяц заранее, написав пояснение руководству. Со всеми обоснованиями можем помочь.
9
РПЗ не может заполнить анкету первичной настройки системы
Причин может быть масса, самые популярные объяснения от ответственного: «не знаю наших бизнес процессов», «нет времени», «не могу разобраться в анкете».
Варианты решения:
- Посмотреть видеоролик по корректному заполнению анкеты и изучить ссылки на справку из анкеты, которые вам может предоставить менеджер.
- Запросить консультацию менеджера по заполнению сложных для вас вкладок.
- Обратиться за помощью к коллегам, ответственным за эти
бизнес-процессы (юрист, секретарь, бухгалтер). - Оплатить расширенные консультации и при общении с нашим аналитиком решить вопросы построения ваших
бизнес-процессов . - Отказаться от настройки маршрутов согласования на первое время, использовать простые задачи, потом по ходу работы в СЭД, добавлять регламенты и использовать их.
10
Купили ПО в локальной поставке, но нет сервера
Бывает, что «железо» идет заказчику не один месяц, а ПО лежит на полке и дожидается внедрения. При этом ситуация в компании не меняется, все БП хаотичны, а документы
Варианты решения:
- Рассмотрите облачную поставку на время (или навсегда).
11
Долго переносить исторические документы в новую систему
Часто сталкивалась с таким камнем преткновения: «У нас много писем и договоров лежат в папке, надо бы все их перенести. Пока не перенесем работать не будем». Нерациональный подход. Сжигает ваше время,
Варианты решения:
- Опять же — расширить границы сознания! Организовать постепенный перенос данных уже после внедрения, работая в системе. Ешьте слона по частям.
- Посадите переносить исторические данные
«девочку-студентку» наfull-time . Она будет выполнять однотипные действия«копировать-вставить» и перенесет документы в течение пары недель. Стоимость ее рабочего времени может быть в десятки раз меньше, чем настройка миграции данных из старой СЭД. - Используйте бесплатные утилиты импорта данных, которые можно запросить у вендора в личном кабинете заказчика.